Выставка эта, понятное дело, про матрицу. С одной стороны - те, чьи работы сейчас можно увидеть в “Гараже”, оказались именно что вне матрицы, - вне моды как институции, вне рангов, рейтингов, карьерных схем, рыночных схем, торговых схем, производственных схем. Более того - они оказались вне ментальных схем, вне знания о том, “как работает индустрия моды”, вне индустриального мышления вообще. В те годы для них слово мода означало, насколько можно судить, не так Моду по Барту, как “костюм”: а) коммуникационный инструмент для передачи собственных представлений о себе, мире, событиях, социальной группе и пр.; б) театральный, почти карнавальный реквизит (совершенно очевидна плотная связь почти всех героев выставки с перформансом и театром). Еще важнее - то, что все участники действа находились вне сферы профессионального потребления, - материалов, фурнитуры, производственных мощностей, рабочей силы. Делали, что хотели, из того, из чего могли: хоть из армейских подштанников, хоть из пионерских знамен, хоть из диоровского винтажа. Все равно ничего положенного под рукой не было. До матрицы было не дотянуться, даже если бы захотелось.
Но, - с другой стороны, - те, чьи работы отобраны для выставки, сами впоследствии стали важными элементами российской fashion- и арт-матрицы, в том числе - вполне индустриальной, - или, по крайней мере, официальной. Тегин, Мосина, Петлюра, Бартенев, Солдатова сейчас вполне вписанные имена. Кто-то работает с более “альтернативными” вещами, кто-то - с более мейнстримными, но выставка, так или иначе, посвящена действующим игрокам сегодняшней сцены. Иными словами, матрица в очередной раз оказалась устроена так, что даже если ее нет - она появится, - со всеми своими плюсами и минусами. Смотреть выставку надо, в том числе, ради этого ощущения: как в пределах нашей собственной, нам понятной и нами обозримой недавней жизни возникает то, чего только что почти не было (почти - потом у что альтернативная мода была, конечно, в СССР всегда) - и становится тем, чем ему положено быть: Модой по Барту, системой. Кстати - Миша Бастер, - куратор выставки и, насколько удается судить, самый знающий и любящий эксперт, работающий с темой советской альтернативной моды (это не первая выставка, которую Бастер организовал), сумел в соавторстве с Ириной Меглинской сделать каталог выставки совершенно самостоятельной и заслуживающей отдельного прочтения книгой. И книга эта демонстрирует в большой мере не так мир альтернативной моды времен распада СССР, как первые этапы становления новой системы.
Но все-таки выставку эту, кажется, следует в первую очередь смотреть не ностальгирующей олде, а новым и совсем молодым дизайнерам, потому что это выставка про страсть. Про творческий драйв, который гонит тебя не в кутюрье, а в художники, про вкус, создающий нечто из нищеты, про желание сделать, а не встроить, про ту первоначальную энергию, которая заставляет дизайнера одевать людей, а не создавать бренды. И про то, что можно быть плохим дизайнером, работающим с тафтой и кашемиром, и гениальным дизайнером, шьющим пиджаки из солдатских подштанников и старых гардин.
Здесь бы еще сказать про:
- Тот факт, что выставка, к сожалению, проходит в рамках “МИСвФ” и поэтому составлена именно из фотографий (и частично - из журнально-газетных вырезок, передающих восхищение западных корреспондентом выдумками талантливой голи). Хочется надеяться, что сейчас кто-нибудь быстро соберется и сделает уже настоящую выставку по этой теме, включив в экспозицию объекты. Это кажется мне тем более важным, что сами авторы в интервью, скажем, “Афише” жалуются, что большинство вещей “непонятно, куда девалось”, - и, естественно, продолжит стремительно “деваться”. Что очень, очень досадно;
- Специфику и сложности коллекционирования современного альтернативного костюма.