Отечественная мода начиная с Перестройки до середины 1990-х.
Будет интересна нынешним активным
потребителям моды, которые, собственно говоря, в указанный временной
промежуток и родились. Но даже многие люди постарше не знают о том, что
зародилась альтернативная советская мода на так называемых парадах Ассы,
андерграундного движения, которое появилось в Петербурге. В групповых
хеппенингах, проходивших в основном на выступлениях группы
«Поп-механика» Сергея Курехина, участвовали рок-музыканты, неформальные
художники и поэты. А сценические и повседневные образы для этой тусовки
придумывал бывший московский фарцовщик Олег Коломийчук, по прозвищу
Гарри (или Гарик) Асса. Он мешками закупал на Тишинском рынке красные
флаги, пионерские вымпелы, чекистские кожаные пальто — в итоге
на представлениях «Поп-механики» появилось отдельное шоу
импровизированного дома моделей «Ай-да-люли». На выставке много
фотографий иностранных авторов, потому как народ «жег», и это стало
привлекать не только отечественных фотографов и режиссеров,
но и западную прессу.
Спрос родил предложение. Начались
небезопасные с точки зрения Уголовного кодекса эксперименты
с использованием советской атрибутики и воинского обмундирования, что
дало импульс для творчества целой плеяды замечательных художников — Гоши
Острецова, Кати Мосиной, Кати Филипповой, Кати Рыжиковой и многих
других. Некоторые работы были замечены самой Вивьен Вествуд. Мода
андерграунда была живой, совершенно непохожей на статичную официальную
с вечными предсезонными показами.
С приходом западного гламура
и больших денег альтернативная мода, родившаяся от избытка духовности
и полного отсутствия материального достатка, фактически умерла.
Но из числа причастных к созданию альтернативной моды 80–90-х вышло
не сколько очень серьезных художников. Их старые фотографии на выставке
сейчас не опознаешь.
Ксения Трушина