Обе
выставки посвящены более-менее плотным арт-образованиям: в New York
Minute куратор Кэти Грейсон собрала работы большой компании знакомцев,
а в основе фото-экспозиции Ирины Меглинской и Михаила Бастера
«Альтернативная мода до прихода глянца, 1985-1995» немногочисленная
авангардистская тусовка активно и сплоченно фланировавшая между Москвой
и Питером.
Обе группы весьма разномастны, но объединены парадоксом: при виде
«тутошних» альтернативщиков вспоминаешь «тамошних» панков, при виде
«тамошних» контемпорари на ум приходит «тутошний» модный глянец.
Впечатление усиливается форматом - у нас - полупрофессиональные фото и
любительское документальное видео плюс лавина обложек иностранных
журналов и «Птюча», а у них - умело расставленные готовые арт-продукты.
Тонкий символический «мостик» между выставками - работа одного из
монстров 70-х, члена легендарной группы Suiside Алана Веги. Наивный
крест из найденных палок с опрокинутой ортодоксальной символикой из
самодельных кукол и чертом посередке, обмотанный проводами с
разноцветными лампочками (то ли электрическое распятие, то ли вскрытие
«нижних чакр») - подстать «суицидальной» грубой электроникой с нутряным
вокалом. Которого, в отличие от визуальной идеи, повторить невозможно.
На этом допотопном артефакте, признаться, и заканчивается весь
панковский «запал». И не смотря на пресс-релизы об уличном беспределе
на улицах мегаполиса, а также визионерской «буйной фигуративности» и
новой абстракции, арт-объекты куда больше напоминают дизайн и рекламу,
чем пронзительный месседж, которого по привычке ждешь от контркультуры.
Воплощаясь в новые материалы и медиа - от резиново-сексуальных
макаронин до гигантских нейлоновых трансвеститов, от искривленной
оптики воткнутых в стену ножей до вязаных ЛСД-фракталов, от
люминисцирующей графики до проступающего сквозь зеркало видео, панк
способен удивить, порадовать, увлечь и зарядить, но не «вставить».
Я бы назвала это парадом панк-брендов, до которых, как аптечный
эксперимент до Coca Cola, доросло за полвека современное искусство ни
счем не согласных нью-йоркеров. Тут вам и бесконечные перечеркнутые
иконки-значки с финальным NO, и нарочито трафаретная голова тиражного
панка, и граффити, превратившееся в логотип вместе с
художником-манекеном, и перевернутый милицейский автомобиль, мгновенно навесивший бутиковый ценник на недавнюю акцию группы «Война».
Картину
довершает настоящий магазинчик панк-товаров Рафаэля де Карденаса - в
центре зала. Такая вот ритейлерантность - саркастичная и прагматичная,
ведь общеизвестно, что нью-йоркеры не только create things, но и make
money.
Впрочем, немало зависит и от кураторского подбора работ, способного
смягчить или обострить ситуацию. Так, некоторые художники оказываются
глубже, чем присланные ими работы. Например, Гардар Эйд Эйнарссон
интересен текстовыми и символическими экспериментами - незаполненной
анкетой террориста, яркими и лаконичными обобщениями о социальной
нестабильности «add your text to personalize» и ярким супрематизмом.
Двухцветные, "малевичские" треугольники и квадраты с едва заметными
тонкими подтеками черного по белому - настоящий соц-артистический дзен
на извечную тему отпечатка пальцев. Есть чего ловить рекламистам,
набрав в интернете норвежское имя. После этого как раз и хорошо
переварить выставленного в «Гараже» большеформатный фоторобот
разыскиваемого полицией «террориста»: гиперувеличенный пиксельный растр
становится финальной иконой равенства.
Любопытна и светящаяся ядовитой желтизной инфернальная графика Мэтта
Бринкмэна, посвященная мерцающему разложению одного и того же лица. В
эпоху цифровых технологий и анимации эта бесконечная медитация тушью
выглядит искренне и внушительно, как цепь психопатических
умозаключений. Но еще более цельное впечатление получают глаза и
барабанные перепонки от электронных вибраций группы Forcefield, которую
основал Мэтт.
Однако "новые песни о старом", все же, не так цепляют, как
панковские попытки противоречить своей же контркультурной природе. Это
когда «содом и гоморра» надоедают, и пресыщенный глаз ищет чего-то еще.
Есть на выставке несколько работ, возвращающих хулигана не то чтобы в
ряды социума (это, конечно, панку «западло»), но в некую
антропологическую норму чистой экзистенции, незамутненного наблюдения.
Таковым представляется посмертный коллаж Дэша Сноу - чуть ли не самого
отвязного нью-йоркского хулигана и любителя скандальной полароидной
съемки. Он посвящен не душераздирающе-обнаженным членам и чреслам, а...
рождению ребенка. А подборка фотографий Тима Бамбера не претендует на
качество, но фиксирует парадоксальное, тонкое и местами мудрое
стечение случайностей.
Увы, парочка примеров - лишь оговорки в красиво выстроенном
риторическом дефиле нью-йорк-панк-мейнстрима, детально отвечающего на
дизайнерский вопрос «как».
Совсем другое впечатление производит выставка русских
альтернативщиков эпохи перестройки. Эдакий праздник непослушания, на
котором в силу фэшн-тематики, правит не политизированный
контркультурный протест, а, скорее, мультикультурная вседозволенность.
Сегодня многие из этих художников - известные артисты и владельцы
модных брендов, знающие, что нынче в цене, и использующие для выставок
показов специальный интерьер и штат. А тогда на вопрос «что?» были
сотни разных ответов, жизнь представлялась театром абсурда, а дефиле
выливалось в неуемный перформанс, где надетая на обнаженное сознание
одежда подвергалась неожиданным трансформациям. Надевали на себя,
позировали друг дружке, с соответствующим драйвом на лицах, повторить
который профессиональным манекенщикам не под силу. Неотделимость моды
от арта стала таким же ностальгическим моментом для современного
российского фэшна, как, скажем, ролики банка «Империал» - для
сегодняшней рекламы.
Выставка фотографий, видео и журнальных обложек похожа на кипящий
котел со щами, где варится все: ура-имперская символика с вымпелами,
аксельбантами и аннами-на-шею и пролетарская «неоклассика»,
«уорхолловская» целлулоидная поп-клоунада и ностальгически-томное
питерское барство, египетские «уаджеты» и индейские «хаеры»,
средневековый карнавал и архитектурное «шляпа - это все».
Катя Филиппова, Марина Микульская (Моссина), Александр Петлюра,
Андрей Бартенев,Елена Худякова, Ирэн Бурмистрова, Гоша Острецов, дуэт
"Ла Ре", группа "Север"... Так же, как и на "Нью-Йоркской минутке",
здесь не хватает саундтрека - но не заимствованных у Диланов и
Клэптонов мотивчиков и интонаций, а звонкого и безразмерного голоса
Жанны Агузаровой, так и не удержавшейся, в отличие от многих кутюрье,
на глянцевеющих подмостках.
И рука кураторов тоже видна - весь отобранный материал -
дикорастущие побеги довольно ярких и своеобычных намерений. Одинаково
убедительны и стилизация хрущовской «кукурузы» Аександра Петлюры и
тикающий часами бюстгальтер Андрея Шарова, а в роли модели старушка
Пани Броня - «Мисс Альтернатива мира - 98» равна по харизме красавице
Марине Микульской (Моссиной) - ныне владелицы собственного бренда в
Лондоне.
И если альтернативная русская мода быстро привлекла внимание таких
авторитетов западного панк-фэшна, как например, Вивьен Вествуд, то
матерый, как перезревший кабачок, американский панк вполне достоин
любопытного взгляда русского дизайнера и рекламиста. Ох уж, эти
извечные вопросы «что» и «как», разыгранные между авангардной модой и
модным авангардизмом...