О моде советской эпохи у большинства населения
остались самые прискорбные воспоминания. Можно даже сказать, что сами
эти понятия - "мода" и "советская эпоха" - воспринимались как
несовместные. В задачу государства входило одеть и обуть некоего
"среднего человека", тяга к индивидуальному стилю не приветствовалась.
Среди всех недостатков планового хозяйства именно этот - неумение и
нежелание учитывать стремление граждан одеваться нестандартно, по
собственному вкусу - выглядел едва ли не самым вопиющим. Посему
неудивительно, что с приходом перестройки и гласности стали происходить
перемены и во внешнем облике советских людей. И главную роль в этом
процессе сыграли не столько даже поставки импортных товаров, сколько
освобожденная творческая фантазия.
Как раз к первым перестроечным годам относится
публичное появление того феномена, о котором рассказывает выставка в
"Гараже". Тогдашняя альтернативная мода происходила прямиком из
андеграунда, из рокабильной культуры и авангардных художественных
кругов. Нетрудно догадаться, что эти тенденции не претендовали на
гламур в его сегодняшнем понимании. Гораздо более важным казалось
стремление к вольному самовыражению посредством одежды. Тем самым
декларировалось, что отдельно взятый человек имеет полное право быть не
похожим на других.
Довольно часто "альтернативщики" прибегали к
эпатажу, то комбинируя вроде бы не сочетаемые стили, то придумывая
экстравагантные формы одеяний. Это напоминало маскарад, да и сами
"модельеры" в тот период вряд ли воспринимали свои эксперименты в
качестве профессионального занятия. Но постепенно черты
профессионализма стали проступать явственнее, и даже некоторые
коллекции брали призы на международных конкурсах...
Вероятно, не слишком правильно было бы говорить,
что с появлением в России глянцевых журналов и с предельной
коммерциализацией фэшн-индустрии всякие альтернативные тенденции
исчезли полностью и окончательно, однако следует признать, что золотым
временем для них были именно годы, обозначенные в заглавии выставки, -
с 1985-го по 1995-й.
Фотохроники тех лет богаты на запоминающихся
персонажей и на небанальные события. В проекте, курируемом Ириной
Меглинской, можно увидеть модели одежды, придуманные
художником-авангардистом Александром Петлюрой, который долгое время
работал в тандеме с известной пани Броней, обладательницей титула
"Альтернативная Мисс Мира-98". Оригинальностью отличались костюмы
Андрея Бартенева. В сфере альтернативной моды работали Катя Филиппова,
Гоша Острецов, Ирэн Бурмистрова, дуэт "Ла-Ре" и другие представители
богемной тусовки. Бывали и специальные показы вроде "Ассамблеи
неукрощенной моды", которую организовывал в Риге Бруно Бирманис.
Ну и не стоит забывать о "самодеятельности". В кадр
попадали и необычно одетые посетители рок-концертов, и обитатели
художественных сквотов, и просто эпатажники с городских улиц... Не так
уж много лет прошло с той поры, но эти хроники выглядят сегодня
глубоким ретро. Видимо, многое поменялось в головах, и желание
выделиться из толпы внешним видом реализуется теперь совсем иначе. Но
тем занятнее вспомнить о временах, когда причуды ценились выше
фирменного лейбла, а творческие порывы могли заменить собой шоппинг в
отсутствовавших тогда бутиках.
|