Пока в Московский дом фотографии на фестиваль «Мода и стиль» толпами валят хипстеры
в поисках модных решений для своего гардероба и фотоаппарата,
в «Гараже» открывается выставка, посвященная моде неформальной,
андеграундной, расцвет которой пришелся на времена перестройки, когда
можно было вообще все.
Сшить себе юбку из красного советского знамени — пожалуйста. Смастерить откровенные платья из штор, снятых в какой-нибудь
убогой гостинице, — тоже можно. Пустить дедушкин ватник на болеро или
приклеить на его же гимнастерку огромные стразы — в самый раз! Или, как
эта красивая незнакомка на фотографии, добавить к женственному платью,
которое еще помнит императорскую Россию, немного рока — шипов, заклепок
и кожи .
Балансируя на грани пошлости и безвкусицы, собирательный герой выставки
хотел одного — быть самым ярким, самым вызывающим в серой перестроечной
толпе. Пока их высокопоставленные друзья — народные артисты, спортсмены
и литераторы — ездили по заграницам и потихоньку таскали оттуда брендовую одежду,
они кроили свои костюмы под полой, а потом устраивали феерические
показы, которые язык не повернется назвать модными. Было у них
и собственное место «паломничества» — Тишинский рынок в Москве. Там они
практически оптом скупали винтажную одежду, чтобы потом вдоволь над ней
поиздеваться.
Терминологические споры о том, возможна ли вообще альтернативная
мода, можно вести бесконечно. Ясно одно: кураторам выставки художнику
Михаилу Бастеру и Ирине Меглинской удалось собрать сотню снимков,
на которых отразилась не просто история одежды, но, что намного важнее, дух богемной тусовки времен перестройки. На фотографиях Александра Петлюры, Андрея Бертенева, Гоши Острецова и многих других запечатлены музыканты, художники, участники их собственных перформансов и даже бомжи. Обстановка естественная:
задымленные сквоты, художественные мастерские, подпольные клубы Москвы,
Петербурга и Риги. Пьяные и полуголые незнакомцы, красивые девушки
в спущенных чулках, мужчины в шубах — в общем, свобода, свобода, свобода.
В середине 90-х сквоты разогнали, на месте художественных мастерских появились первые ООО, подпольные клубы стали вполне легальными. На российский медиарынок хлынули западные глянцевые журналы, неформалы забросили
Тишинский рынок и заполонили первые бутики, решительно переодеваясь
в модные бренды. Ряды художников сильно поредели, и отзвук
альтернативной было моды с ее бьющей через край свободой остался разве
что на старых фотографиях.