Вряд ли кто-нибудь всерьез возьмется опровергать тезис
о том, что в Советском Союзе не было не только секса, но и моды. То
есть модные поветрия существовали, конечно, но приходили они
исключительно «из-за
бугра», и забугорными же товарами эти потребности в минимальной степени
удовлетворялись. Продукция, создаваемая усилиями советской легкой
промышленности, к представлениям о моде имела столь косвенное
отношение, что воспринималась в качестве неуклюжей пародии. Однако
именно на этой скудной почве взросло явление, именуемое перестроечной
альтернативной модой.
Два с лишним десятилетия – подходящий срок для возникновения симптомов ностальгии по прошлому.
Такой
же хронологической дистанции обычно бывает достаточно для возвращения
былых трендов. Но как-то не чувствуется сегодня, чтобы люди скучали по
креативным закидонам альтернативщиков, да и к тогдашнему опыту, имея в
виду его современные трансформации, почему-то никто не торопится
обращаться. Похоже, тот самый «приход глянца», вынесенный в заголовок выставки в «Гараже», нанес по безбашенной самодеятельности удар такой сокрушительной силы, что о ренессансе теперь даже и заикаться глупо.
Остается перебирать старые фотографии и вздыхать о временах, когда деревья были большими, а модельеры – отвязными.
Нет
никаких сомнений, что происходил тот феномен из стремления скорейшим
образом преобразить унылую действительность. Эпатаж был главным оружием
в деле избавления от советского эстетического наследия. А наиболее
очевидным методом в этом деле стала постмодернистская перестановка уже
существующих элементов. Платья из пионерского знамени, пляжные
ансамбли, стилизованные под довоенную моду, альтернативные телогрейки,
аксессуары в духе «советского
милитари» – это все приметы тогдашнего хода творческой мысли. Серпы с
молотами, буденовки, шапки-ушанки, ордена и медали фигурируют у самых
разных авторов, демонстрируя общность воззрений. И даже в самых
фантастических и экстравагантных моделях можно углядеть ретро-признаки
с подспудным указанием Made in USSR.
Если сегодня
покопаться на антресолях и в одежных шкафах у модельеров той поры,
наверняка найдутся материальные подтверждения исследуемого феномена.
Однако кураторы Ирина Меглинская и Михаил Бастер сосредоточились на
фотодокументации. Может, и правильно сделали.
Вытащить
на свет пыльные свидетельства прежнего задора было бы занятно, но
атмосферу тех лет воссоздать в лабораторных условиях крайне
затруднительно. А на фотографиях она присутствует в первозданном виде.
Фотосессии в сквоте на Петровском бульваре, подиумные показы на «Ассамблее
неукрощенной моды» в Риге, ранние перформансы Андрея Бартенева,
натюрмортные инсталляции от Александра Петлюры – все эти визуальные
материалы содержат характерные интонации, которые сложно имитировать.
Вдохновенный дилетантизм пронизывает даже работы профессионалов, а у
дилетантов буквально на глазах прорезываются профессиональные качества.
Коллекции Кати Филипповой, Елены Худяковой, Кати Рыжиковой, Ирэн
Бурмистровой, дуэта «Ла-Ре»
и прочих деятелей альтернативной моды находили почитателей не только в
отечестве, ими всерьез интересовались на Западе. Куда все это делось?
Можно разбираться в каждом конкретном случае, но в целом понятно:
фэшн-индустрия подмяла под себя все инициативы снизу. Да и в обществе
давно нет былого творческого энтузиазма, когда казалось: еще немного,
еще две-три эпатажные коллекции – и мир вокруг станет совсем другим.
Эта пружинка больше не работает. Так что милости просим в магазин
готового платья.
|