Еще
10 лет назад всадники в милицейской форме отправлялись к месту несения
службы верхом. С тихой улочки, где расположено подразделение
патрульно-постовой службы, разъезжались, цокая копытами, в Лужники,
Серебряный бор, Измайлово, Сокольники... Зрелище привлекательное, но уж
больно накладное. Процокав копытами, скажем, до Лужников и обратно (а
это 36 километров!), кони напрочь стесывали об асфальт подковы.
Отказаться от конных маршей пришлось еще и по причине недостаточной
оперативности. Сейчас используются специальные фуры западногерманской
фирмы «Крамер» на 9 голов каждая.
(Кстати, о фурах. Те, западногерманские, что «перепали» конной
милиции с обильного «стола» Олимпиады-80, мало-помалу приходят в
негодность. А цены нынешние кусаются: один кузов стоит ни много ни мало
— 100 тысяч долларов.)
Меня не покидала мысль о том, что содержание в Москве кавалерийского
батальона (3 взвода по 35 лошадей стоимостью до 10 тысяч рублей за
голову) не что иное, как дань традиции. Да и расположение подразделения
— целый городок красного кирпича, отстроенный пленными
немцами в готическом стиле, — не показухи ли ради? Любили бывать здесь с делегациями генералы Щелоков, Чурбанов...
— Петр Макарович, — обращаюсь к командиру батальона старшему
лейтенанту Мулыку, — сегодня на вооружении у милиции есть мотоциклы,
автомобили, которые куда быстрей и надежней лошадей. Да и мороки с ними
меньше...
— Ну, это еще как сказать. Поспешили списывать лошадей, как
пережиток прошлого... Возьмите хотя бы лесопарковые зоны, леса, в
которые буквально врезается новостройками Москва. Пешим патрулем там не
очень-то обойдешься, и машину, понятно, не пошлешь. А лошади — в самый
раз! И, поверьте, без работы не сидим...
Лучше, ближе других с конной милицией «знакомы» сегодня московские
болельщики. Радиофицированные кавалеристы легко регулируют ширину
«живого коридора». Правда, лошадям достается — огорченные или не в меру
радостные фанаты то пнут, то кольнут, а то и сигаретой прижгут. Люди?!
Говорю об этом с Игорем Исаевым.
— Что чувствуешь, стоя в «коридоре» посреди ревущей толпы?
Игорь в милиции сравнительно недавно, до этого работал жокеем на 1-м Московском конном заводе.
— Ты знаешь, чувство одно, когда приходится сдерживать коня, —
жалость. Нет, не к лошади — к фанатам: почему-то их жалко... Не жалею
ли, что перешел на работу в милицию?.. Нет. Во-первых, при лошадях.
Во-вторых, платят нам неплохо. И продолжаю заниматься конным спортом.
Такие, как Игорь, профессионалы, входят в «ремонтную команду». Это к
ним первым попадают 3 — 4-летние жеребцы, которых надо приучить к
седлу, уздечке и обучить выездке.
В подразделении могут работать все, кто пригоден к милицейской
службе. Но есть одно непременное условие: любовь к лошадям. Вычистить,
да вычесать, да посмотреть, чтоб вовремя перековали, корму задали,
навоз вывезли, — не все это выдерживают. А заготовка сена? Двести
двадцать пять тонн на год нужно!..
Лошадь лошади рознь. Мне, неспециалисту, не понять, чем отличается
беговая от, скажем, цирковой. А милиции какая нужна? Здесь объяснили
просто и доходчиво: конь нужен такой, чтоб, как в пословице, и под
подводу, и под воеводу. Именно таких и закупают на Новотомниковском,
Хреновском заводах.
Идем по конюшне, читаю таблички: Дерзкий, Гонор, Ельник, Баян,
Жонглер, Совет, Долг... Стоят красавцы, переминаются, вострят уши —
чужой...
— А что имена у ваших коней такие чудные? — спрашиваю Петра Макаровича.
— Да не чудные вовсе. Здесь для нас главное — первая буква клички.
Наши «старички», 1975 года рождения, все на «А». Следующий год — на «Б»
и так далее.
Сейчас, стоит только появиться конной паре где-нибудь на улице,
вездесущие проныры мальчишки тут как тут: «Дяденька, прокати!» И
подумалось: пусть навсегда успокоятся футбольные фанаты, пусть отпадет
необходимость патрулирования лесопарковых зон, но... пусть останутся в
городах наших кони, пусть хватит им места среди расплодившихся авто! И
тогда в кузницах не смолкнут молотки, кующие подковы...
|