Очередной концерт весьма искусной и уважаемой
британской группы «Ю-Би-40» в Москве начался... со свиста. Освистан был
ведущий концерта, разразившийся сколь патетической, столь и
утомительной тирадой о том, как социально озабоченные «ребята из
«Ю-Би-40» бичуют пороки и вскрывают язвы мира капитала. Набор до дыр
затертых клише и примитивная трактовка социальной и гражданской позиции
группы вызвали явное неприятие со стороны многих из 13 тысяч человек в
лужниковском Дворце спорта. Так правильный по сути подход к искусству
британских музыкантов был дискредитирован, и правильная по сути оценка
превратилась в отрицание самой себя.
Концерт начался — и одновременно продолжились съемки
фильма о гастролях группы в разных странах. «Ю-Би-40» играет музыку в
стиле «реггей», музыку танцевальную, певцы и музыканты танцуют на сцене
— и пригласили желающих в зале танцевать тоже. После четырех-пяти
веселых ритмичных песен аудитория оттаяла, люди начали хлопать в такт,
некоторые встали с мест и начали приплясывать — рядом со своими
креслами, в проходах и у сцены. Начало прорастать то единение артистов
и зрителей — без тени нездорового, истерического «завода»,— которое
создает дружелюбное веселье и без которого музыка жить не может.
Но тут милиция и дружинники, спокойно за всем
наблюдавшие, стали как по команде деловито и не всегда деликатно
усаживать танцующих на места. Один из музыкантов, который с помощью
переводчика-конферансье разговаривал с залом, сказал: «Не пойму, почему
такая большая страна должна бояться нескольких десятков танцующих».
Группа заиграла песню солидарности с патриотами
Южной Африки. Человек тридцать африканцев, вероятно, московских
студентов, попытались пройти к сцене, чтобы спеть с группой, говоря
дружинникам, что это ИХ песня, что они должны быть в этом танцующем
хоре. Статная женщина в строгом костюме с милицейским переговорником в
руке ухватила молодого африканца за волосы, выдворяя его с
импровизированной танцплощадки. А съемки продолжались...
Наверное, те, кто отвечал за проведение концерта,
просто соблюдали правила пожарной и прочей безопасности. Но разве такие
правила не существуют во всем мире? В интервью Московскому радио Брайен
Кембелл, солист группы, сказал: «Публика во всем мире хочет танцевать
под танцевальную музыку. Почему у вас ей танцевать не дают?»
Может быть, администрация не ожидала такого поворота
событий? Но это был не первый концерт группы в Москве, а до этого были
выступления в Минске и Ленинграде. Неужели для «Ю-Би-40» не могли найти
подходящего зала, если такая концертно-танцевальная форма неприемлема
для Лужников? Может, администрация просто не догадалась убрать часть
кресел из партера, чтобы дать вволю места всем танцующим? Или это
означало бы банкротство для Дворца спорта и для Госконцерта? Вероятно,
можно было в таком случае продавать билеты и без мест, как на
дискотеку. Почему же функции и действия организаторов гастролей в этой
ситуации вызывают в памяти образ то ли человека в футляре, то ли унтера
Пришибеева?
Концерт оказался скомканным, музыканты были видимо
раздражены. Немало, вероятно, было и зрителей, чувствовавших неловкость
человека, которому нахамили в трамвае. Еще одна цитата из интервью
Брайена Кембелла: «В фильме будет видно, как русских запихивают обратно
в кресла. Это очень печально, поскольку такая картина только добавит
вес существующей антисоветской пропаганде».
Мы запрещаем зрителям свистеть и хлопать в такт на
хоккее — и потом удивляемся, почему матчи проходят при полупустых
трибунах. Мы — в силу требований соответствующих пожарных или
санитарных правил — закрываем самодеятельный подростковый или
молодежный клуб — и потом бываем озабочены последствиями, которые
ненамного лучше пожара или болезни. Мы «закрываем» рок-музыку — и потом
недоумеваем, почему она все-таки существует, а поет не о том. Мы не
даем ходу молодежным жилищным комплексам — и сокрушаемся по поводу
нехватки жилья и дефицита добрых соседских отношений... Кто продолжит
список? В этой мелкой проблеме — можно танцевать или нет — отражается
негодное отношение к людям, к согражданам: не дай бог, сегодня он встал
с места и пустился в пляс, а завтра так же вскочит на собрании и
наговорит такого!.. Педагоги и родители знают, что запрет не лучшая
форма воспитания. Запрет еще никогда не рождал инициативности и
творчества, а ведь именно в них наше сегодня и наше завтра.
Дмитрий Линник, сотрудник Иновещания Московского радио.
|