Обсуждаем самодеятельные ВИА: право на песню,
ответственность за собственное творчество. Приглашаем принять участие в
нашем разговоре всех, кого интересуют и волнуют проблемы эстрадной
музыки.
Мне не закрывали глаза повязкой и не брали с меня
обязательств о молчании, хотя и знали, кто я. Как видно, желание
блеснуть, похвастаться хоть перед кем-то взяло верх над обычной
осторожностью. И вот мы спускаемся вниз, в темноту, еще один шаг — и
металлическая дверь без шума («густо смазана солидолом: дом-то
многоквартирный, и каждый «чих» разносится далеко») впускает нас в
подвал «Зеленых человечков». Почему-то сразу вспомнился кинофильм
«Душа», подвал, откуда взлетели к славе дотоле неизвестные герои Софии
Ротару, Михаила Боярского и «Машины времени».
— Сладкая сказка,— кратко высказал свое мнение о фильме руководитель группы Александр, переступая через канализационные трубы.
На удивление было сухо — это неслышно работали
кондиционеры, создавая для аппаратуры особый микроклимат. Японские
катушечные стереомагнитофоны «ТИК», двадцатиканальный микшерский пульт,
«Полимуг», «Фендерпиано» и еще куча разного музыкального реквизита со
знаками известнейших зарубежных фирм — такого мне не приходилось видеть
даже у профессионалов и в радиостудиях. Еще несколько минут, и начнется
запись очередного «альбома». В этой бесшумной паузе я успел взять
короткое интервью, записи которого не вел (сами понимаете почему),
поэтому привожу по памяти.
— Для чего все это: подвал, студия, записи?
— Мы хотим сказать свое слово в музыке и дробиться наверх, а нам не дают.
— Кто же?
— Те люди, от кого это зависит.
— Но вы же для людей и творите.
— Вы что, серьезно считаете, что те, кто ходит по
улице и слушает нас, вставив в уши вместо затычек наушники,— это люди?!
Ну, а другие (кивок вверх, на потолок подвала) когда-нибудь поймут и
оценят нас.
— А как вы себя оцениваете?
— В рублях? Дорого (гордый взгляд на аппаратуру), и пока есть рынок сбыта, проблем с этим, и с карманом не будет (смех).
— О чем вы поете?
— О жизни.
— Как-то расплывчато.
— Конкретнее? Заглянул в бар, познакомился с девчонкой, привел домой, а назавтра песню выдал.
— Про любовь?
— Конечно!..
«Зеленые человечки», «Урфин Джюс», «Помойная яма»,
«ДДТ» и еще десятки аналогичных групп с гордой приставкой «рок» кочуют
по магнитофонам, их слушают (и вслушиваются), под эту музыку лихо
отплясывают в дискотеках, как когда-то под «чингисхановские» мелодии,
пока кто-то не перевел слова. Свои же песни в переводах не нуждаются,
здесь все ясно, как белый свет,— имеющий уши, да услышит. Только
вопрос, что? Вот и давайте попробуем вместе разобраться. О себе скажу
следующее: люблю слушать «хард-рок», но только ранний, времен «Лед
Зеппелин» и «Дип Пёпл», из наших исполнителей и ВИА — А. Градского,
«Арсенал», «Автограф»... Но сегодня разговор не о них, а о так
называемых «писателях», о тех, кто в подвале создает свои «шедевры».
Вот один из рецептов такой продукции: заземленный
текст, изрядно сдобренный «одесской» изюминкой,— и пошел гулять по
динамикам очередной мотивчик со «сколоченным» сюжетиком.
Человек-невидимка, человек-бездельник, циничный и жестокий,— вот
характеры типичных героев этой продукции. По этому поводу мне
вспоминается недавний разговор с руководителем рок-группы «Диалог»
Кимом Брейтбургом. Когда зашла речь о «писателях», Ким сказал: «Это
попытка самовыпячивания, когда крыть нечем, кроме сомнительных идей и
образов». Отвечая затем на мой вопрос об истоках проблемы, он одной из
причин назвал почти полное отсутствие авторов, пишущих сатирические
рок-песни, высмеивающие мещанство и другие пороки, еще бытующие в
молодежной среде. Как видите, образовалась пустота, она заполняется, а
вот чем — почитайте сами.
«Разобрать новый магнитофон, Смастерить из мыльницы транзистор, Начертить на кальке скоростной вагон, Интересоваться машинистом. Повторять этюды на фортепиано, Копировать эскизы Леонардо, Помнить все-все рифмы на слово «йод», С. закрытыми глазами склеить самолет. Это тяга к технике»...
«Я понял сразу, что ты не хуже подруг, Тушь на ресницах и элегантный каблук, «Адидас» и джинсы — ты в них почти манекен, Ты все же кукла, и вовсе не феномен! Я понял сразу, что ты не хуже других»...
«Он слишком рано выпил Первый свой стакан: Его рвало, но не сдавался мальчуган. Идешь к подъезду и ждешь — вот-вот Булыжник сверху упадет, и хорошо — не попадет, А если наоборот?!»
«Мотылек будет летать, Ну а я буду мечтать. Я фантазировать люблю. Цветок хочется сорвать, А я буду созерцать»...
На мой взгляд, комментарии к этим образчикам
«творчества» излишни. Если у «писателей» состав «хард-роковый» или
«металлический», то, как правило, задает темп и начало песне
барабанщик. В одиночестве стучит свои первые несколько тактов, а затем
к нему присоединяется ритм-гитара — и обязательно с эффектом. И пошла
карусель! Большинство вокалистов этих групп придерживаются английской
манеры исполнения — когда в куплете надо похрипеть, а в конце припева
добавить фальцета (по-нашему — пустить петуха). Получается
англо-русский словарь для выезжающих в Испанию.
Весьма часто из-за нехватки собственных музыкальных
идей в ход идет старый добрый испытанный боец — рок-н-ролл. Уж он-то не
подведет, вытянет, к тому же и петь там можно на любую тему. Появился
даже «резиновый рок» (!). Голь на выдумки хитра! Вы уж извините за
обилие в заметках пословиц и поговорок, но уж больно они к теме
подходящи. Другая крайность такой музыки — искусственная
прифольклорность, прибалладность, боюсь, что и приблатненность.
Возможно, моя позиция кому-то покажется излишне резкой. Что ж, приведу
мнения людей несомненно компетентных, высказанные ими в печати.
Композитор А. Петров: «Эти группы постепенно стали
обращаться к таким темам, на которые морально не имеют права. Они сами
— меньше этих тем. Серьезный композитор написал бы на такую тему
значительное произведение. А здесь на нее отводится четырехминутная
песня с минимальным текстом, и у молодежи создается иллюзия, что они
приобщаются к чему-то неслыханному. В художественном отношении это
почти всегда упрощенно».
Композитор Д. Тухманов: «Да, конечно, репертуар
самодеятельных рок-групп, их уровень — все это должно быть предметом
нашей заботы. Но отметим и другое — перед нами одна из реальных форм
приобщения молодежи к музыкальному творчеству. Естественной издержкой
этого процесса становится изобилие полусамодеятельных песен невысокого
вкуса, проникающих на профессиональную эстраду. Узкий круг лирических
тем и поэтических образов. Убогое содержание текстов. Все это так. Но
если мы хотим не углубить проблему, а продвинуться вперед в ее решении
— нам нужно всерьез думать о том, какие образцы мы предлагаем этому
массовому музыкальному творчеству, какие примеры и эталоны. Я убежден:
без активного преодоления робости наших массовых средств музыкальной
пропаганды по отношению к современным формам эстрады эту проблему не
решить... К сожалению, очень немногие профессиональные композиторы
работают в области «рока», это тоже одна из серьезных проблем жанра».
Руководитель рок-группы «Диалог» К. Брейтбург:
«Подменяя настоящую поэзию псевдофилософскими
текстами, настоящую музыку «рока» — ее суррогатом, они тем самым
дискредитируют дело вообще (например, такие ансамбли, как «Альбом»,
«Рок-суперспринт» и другие). С такими «рок-группами» нам всем надо
бороться, и необходимость участия молодежных изданий, музыкальной
критики в этом очевидна».
Александр Гайдук.
|