В «Гараже» открывается выставка «Альтернативная мода до прихода
глянца: 1985-1995», на которую отобраны редкие фотографии
советско-российского андеграунда, соприкасавшегося с темой
альтернативной моды. Самодельные показы, стиль Тишинки, сквоттерские
моды на Петровском бульваре, прибалтийские дизайнеры и западные
репортажи, подробно рассказавшие о советской DIY-моде,
встречаются на редких фотографиях, сделанных уже известными теперь
фотографами о молодости далеко не последних российских художников и
дизайнеров.
Эта выставка, придуманная и собранная
усилиями Миши Бастера и Ирины Меглинской, которые так же кропотливо
делали нашумевших «Хулиганов-80», проливает свет на полузабытую и
совершенно не изученную андеграундную фэшн-культуру, которая питала
творческий мир до прихода в Россию моды в том виде, в каком мы её знаем.
|
|
Миша Бастер – создатель фотоархива Kompost,
придумал и собрал гигантскую выставку о субкультурах на излёте
Советского союза «Хулиганы-80», которая прошла с успехом не только в
Москве, но и во Франции. Эта часть архива и выставки была издана в виде
одноименной фотокниги.
|
|
|
Ирина Меглинская – галерист (галереи «Школа», «Победа» и теперь
«Меглинская»), преподаватель и фоторедактор, 10 лет возглавляла
фотослужбу Издательского Дома «Афиша». Была со-куратором выставки
«Хулиганы-80» вместе с Мишей Бастером и теперь выступает со-куратором
«Альтернативной моды».
|
Что вы сами делали в этот период 1985-95? Кем вы были в
то время? И эта культура, о которой мы говорим – она была частью вашей
жизни или протекала где-то поблизости?
ИРИНА: Я была прямо внутри этого процесса, на выставке есть даже фотографии
меня. Это были наши друзья, фотографы, которые находились рядом в этом
довольно компактном комьюнити. Все дружили, дурачились: жёны
наряжались, мужья фотографировали. Я оказалась во всей этой ситуации
из-за моего мужа, Ильи Пиганова, иначе я не была бы моделью и не была
бы настолько в гуще событий.
МИША: Ну я не буду
рассказывать, чем я тогда занимался. Больше хулиганил, рисовал чего-то,
нарушал режим всеми возможными способами. Но эта история происходила у
меня на глазах и со многими участниками я был знаком. Повседневная мода
тогда была, конечно, совершенно ублюдочной, особенно кооперативная. И
было две главные силы, которые противостояли этому: субкультуры и вот
эти дизайнеры, которых даже дизайнерами тогда не называли. В СССР были
оформители и конструкторы. Для легпрома существовало отдельное слово –
конструктор одежды, и до 1988 года вся одежда домов моделей была
коллективным трудом, а дизайнеры не могли подписать вещь собственными
именем.
Все дружили, дурачились: жёны наряжались, мужья фотографировали.
В каких условиях эта мода появилась и почему она тогда была возможна?
МИША: Промышленность тогда развивалась почти пятилетками: совсем не так, как
развивалась мировая мода с ее частыми сменами и капризами. Дома мод уже
к 70-м превратились в театры мод, занимавшиеся показами, якобы
прививавшие вкус, а для народа производились вещи совершенно другие:
рабочая униформа и какие-то вещи «на века». Изменения происходили очень
медленно и многие люди занимались рукоделием. По сути феномен
советского быта – развитие не от выбора, а от безысходности. Как и у
андеграунда. Фарцовщики доставали вещи, у них был свой стиль, у людей,
которых они снабжали – свой, у субкультур – свой. И почти все люди,
кто хотел прилично одеваться, были рукодельниками в разной степени:
занимались самопошивом или шили в ателье.
ИРИНА: На самом деле, перпендикулярность советской эстетики, которая была у
нас на флаге андеграунда написана, приводила к очень абсурдным решениям
в костюме. Щупать что-то совсем не приспособленное для одежды, выходить
за грани разумного было чем-то совершенно в порядке вещей. И это
концептуальное творчество балансировало на грани обывательского
понимания между «несоветским» и «антисоветским».
Гарри Асcа и Ира Авария. 1986. Фото: Сергей БорисовПерестройка на Манежной площади. Москва, 1995. Фото: Тимур ГрибМодели
Кати Мосиной -Микульской,в недалеком будующем хозяйки бренда Katia
Mossina. Ньювейверские миксы из винтажа и униформы. 1988. Фото: Андрей
БезукладиковФото, попавшее на обложку журнала The Face. Стилист Гарри Асса. 1986. Фото: Сергей БорисовФотоcессия с костюмами Ирэн Бурмистровой для журналов «Театральная жизнь» и The Face. 1988. Фото: Илья ПигановКостюмная серия Кати Филипповой конца 1980‑х. 1992. Фото: В. Евтимиев и В. Костичев
Как этот андеграунд тогда воспринимали на Западе?
ИРИНА: Во Франции я, вся одетая на Тишинке, производила неизгладимое
впечатление, потому что там все считали, что русские – это такие
угловатые, нелепые. У меня до сих пор есть какие-то вещи оттуда,
которые я ношу, люблю и берегу.
МИША: Они видели
фасадную картинку в стиле соцреализма, если не черно-белую, то
красно-черно-белую, суровую и спортивную. А тут увидели такое, чего нет
даже у них, и ошалели. Но штамп о диктате рабочей эстетики существовал
долго. Вествуд, когда её пригласили в 89-м году на Неделю Британской
моды, отказалась ехать и сказала, что в стране серпов и молотов моды
никакой быть не может. При этом все наши художники из этой истории
воспринимались иностранцами как модельеры-аванградисты. Впрочем, даже
Юдашкин, отрывший в 1988 году свою «Вали моду», съездил в начале 90-х
как именно модельер-авангардист.
Вествуд, когда её пригласили в 89-м году на Неделю Британской моды,
отказалась ехать и сказала, что в стране серпов и молотов моды никакой
быть не может.
Говоря о вашем предыдущем проекте «Хулиганы-80»,
расскажите, на ваш взгляд – эти миры, авангардных модников и хулиганов,
существовали параллельно или пересекались?
МИША: Как раз в 1985 году всё слилось воедино: и художники в свитерках под
горло, и панки, и нью-вэйверы встали по одну сторону баррикад. Просто
1983 и 1984 годы были очень мрачным временем с постоянными
ужесточениями: постановления о запрете музыки, уличное патрулирование.
Пространство для деятельности таких людей сузилось. Какое-то
минимальное ослабление в годы перестройки привело к слиянию всех
недовольных лиц. Смешались различные представители разных соцгрупп с
разными представлениями о действительности.
Как это получилось? Что их объединило?
ИРИНА: Мало было того народа. Важно было, что кто-то читает перепечатанные
книжки, как и ты, слушает такие же песни. Бесконечно были какие-то
конференции авангардистов: Гор Чахал читает стихи лёжа, Камиль Чалаев
на своём контрабасе что-то дудит, тут же вывешиваются картинки и ходят
туда-сюда девушки в невероятных костюмах.
МИША: Скучно, было очень скучно. Были тогда, и сейчас есть фантазии о
загранице. И то, что здесь у нас жизнь – в консервной банке, и
ощущение, что мы в ней тухнем. И всех, кто стремился к чему-то иному,
подмагничивало – в первую очередь, судя по лукам на улице. Ты видишь
нестандартно одетого человека и понимаешь, что он с тобой где-то в
одной плоскости. И, подтягиваясь к творческим процессам, все
смешивалось.
Целенаправленно это начал делать Сергей Курёхин на
сцене своей «Популярной механики», а Асса, которая там зародилась,
пошла волной, чтобы продавить под творчество любое пространство, будь
то театральная или музыкальная сцена. Тот же Гор с «Вежливым отказом»
делал перформансы, вводившие людей в недоумение, и это было очень
важным моментом – хотелось ввергать в шок, вызывая эйфорию или
непонимание, чтобы эти зрители о чём-то задумались. Художники
вторгались в повседневность вместе с субкультурами: так захватывались
пространства. Например, знаменитый Кузнецкий мост, цитадель советской
модной эстетики. Там был устроен авангардный показ, который до сих пор
с судорогами все эти люди вспоминают. Туда нагнали альтернативщиков,
пригласили Петра Мамонова, «Центр» и «Среднерусскую возвышенность» и
нормально взбодрили тётенек и дяденек. Тётушку на входе, пытавшуюся
продать билеты, посетители вынесли вместе с дверью.
Нагнали альтернативщиков, пригласили Петра Мамонова, «Центр» и
«Среднерусскую возвышенность» и нормально взбодрили тётенек и дяденек.
Получилоась ли достучаться до публики тогда?
ИРИНА: Достучались мы больше до иностранцев, которым это было страшно
интересно и которые, как только открылся занавес, были страшно
голодными до всего, что происходило здесь. Они начали сразу же
транслировать это в свои издания: Stern, Actuel, Face выходили с
разворотами об инсайде в Москве и Петербурге. Но самое странное наше
появление было в тогдашней программе «Взгляд», где из нас упорно
пытались вытащить что-то антисоветское и представить нас этакими
странными обезьянками.
МИША: Мне кажется, что
даже через 20 лет ситуация для андеграунда и молодежи никак не
изменилась: мы никуда не сдвинулись со времён перестройки. Как все
хотели перемен, так и хотим. Многие из тех людей не встроились ни в
какую товарно-денежную систему и даже не пытались. Было творчество и
хулиганство: многие просто горели и сгорели в итоге.
Какой у этого проекта есть потенциальный резонанс?
ИРИНА: Мне важно делать это как большой и подробный проект о времени и людях,
чтобы он был востребован и имел фидбэк. Здесь интересна связь времен,
из которой каждый может вынести что-то для себя.
МИША: DIY-мода и информация может быть интересна молодым – тем, кто еще не
совсем прагматик и делает что-то не для того, чтобы сразу продавать и
куда-то вписаться, а хочет сначала взбодрить себя и окружающих. Новое
поколение стоит в таких условиях, что обучаясь технике, оно уже думает,
где и на каких условиях они смогут что-то с этого получить. Очень много
маркетинга, который вредит самодеятельности. Ну а в нашем проекте можно
посмотреть на чистое творчество протяженностью в десяток лет.
Модель танкового шлема Гоши Острецова. 1988. Фото: Андрей БезукладникоМодель из коллекции «Реснички» дуэта «Ла‑Ре». 1995. Фото: Михаил КоролевКостюмированный спектакль «Снегурочки не умирают» на Петровском бульваре. 1992. Фото: Юрий КозыревОльга
Солдатова, в недалеком будущем художник‑модельер, в своей мастерской
на Петровском бульваре. Фотосессия для журнала i‑D. 1990. Фото: Глеб
КосоруковПляжная коллекция братьев Полушкиных, выполненная в духе довоенной советской эстетики. 1996. Фото: Глеб Косоруков
Труднее ли было делать этот проект по сравнению с «Хулиганами»?
ИРИНА: В этой выставке, в отличие от той, используется авторский труд. Есть
десяток художников и небезызвестные фотографы, и это в каком-то смысле
уже выставка модельеров и фотографов. «Хулиганы» были задуманы мной как
анонимный проект, срез любительской фотографии, которая зафиксировала
важные внутренние процессы. И там мы тоже могли обозначить, выделить
жирным имена авторов, но сосредоточились на воздухе времени без всяких
имён. А эта выставка – выставка и времени, и авторов.
МИША: Когда в выставке участвует 30 человек, у всех есть амбиции, требования,
и всё это надо учитывать. К тому же, есть забавный момент, что многие
люди действительно переживают, как вся эта самодеятельность будет
выглядеть на публике сейчас. Тогда то, что они делали, было вышаком, но
время-то идет. И вопрос, не будет ли этот наив и достаточно
специфическая тема выглядеть сейчас как трэш, беспокоит и меня.
Почему вы взяли именно этот период, 85-95?
МИША: Я
уверен, что перестройка не закончилась в 1991 году, потому что
советская эстетика продолжала торпедироваться, обыгрываться до середины
90-х. Из этой истории невозможно исключить дополнительные темы –
генерирование образов и шоу на Петровском бульваре: то, что делал
Петлюра и его тусовка. И плеяду новых имен вниманием не обойти – Ла-ре,
Бартенев, Бирманис уже не испытывали никаких иллюзий по поводу моды и
индустрии, но делали шоу на более профессиональном и эстетском уровне.
Да и сама тема интересна в виде смены собственной парадигмы, до 91 года
и после.
ИРИНА: Для меня есть внутренний барьер
– когда сюда приехал журнал Vogue, здесь всё изменилось, стало как
будто бы на Западе. Информация о том, что есть тренд в дизайне одежды,
до этого совершенно недоступная, стала потихоньку проникать к нам.
Девочки начали покупать и шить, одеваться в какие-то масс-марки. Это
был конец. Бескорыстному художественному творению в области костюма
пришёл конец с начала издательского бума.
Было творчество и хулиганство: многие просто горели и сгорели в итоге.
Вы говорили о цикличности. У вас есть ощущения похожести того времени на наше или, наоборот, его полной противоположности?
ИРИНА: У меня есть ощущение, что всё живое куда-то попряталось. Буржуазная
эстетика обычной жизни ещё не сформировалась. Для меня нулевые и начало
10-х – время, пока не поддающееся анализу. Ребята в нулевые пытались
выделиться не тем, что рядили себе на головы какие-то невообразимые
калабашки, как мы, а наоборот упростились до предела и начала носить
никакое. Мой сын одевается вообще в стиле сына американского
дальнобойщика. Сейчас хипстеры, определившие последнее десятилетие –
это точно такие же мы из 80-х, только с интернетом и другими кодами. Вы
– первое поколение, более или менее иерархически правильно устроенное,
у вас есть большая и удобная поляна со своими местами и инфополем.
МИША: На плаву – консьюмеризм, а субкультуры хороши тем, что очень мобильны,
они не за и не против, это просто почти химическая реакция на
повседневность. А в среде, условно говоря, хипстеров – смешение жанров,
но при этом есть свои навязанные рамки, много маркетинга и в плане
одежды тоже. Не скажу, что это плохо, но лично мне больше интересны
мелкие дикорастущие кучки, которые и образуют эту реакцию: интересны
именно своей дикостью и естественностью. И у них есть своя история.
У этого проекта есть какое-то мыслимое продолжение?
ИРИНА: Миша будет заниматься этим вечно. Выставками можно зацепить основные
куски, но всегда есть что открыть и рассмотреть с какой-то новой
стороны. Просто это было время и пространство очень густое. Мне, как
со-куратору, было интересно закрыть эту тему с точки зрения хроники – в
какой-то вменяемой эстетической упаковке. Мне хотелось замкнуть цепь
времён, ведь материал об этой стороне андеграунда нигде не печатался и
не фигурировал за 20 лет, что прошли с того времени. Эта рефлексия
чисто диалектическая: прошло какое-то время, спустя которое можно
начать делать выводы.
МИША: Я не хотел бы
заниматься этим вечно. Но материал, который мы собрали, не развёрнут и
тема пока не совсем раскрыта. Мы пока даём очень хорошую закваску так
же, как с «Хулиганами». Те 3 килограмма фотографий и три десятка
интервью, которые мы исторгли из себя, до сих пор никто переварить не
может, ибо это действительно разносторонняя и глубокая тема. И большой
процесс с точки зрения архивистики. Недорассказав историю «Хулиганов»,
уже на той выставке я понял, что обречён делать следующую.
Но
если быть честным по отношению к этому времени, то надо представить и
художественный этаж того же андеграунда – художников и музыкантов. В
самом начале процесса я эту тему отложил, пока просто не по силам. Но
если помечтать, то, конечно, было бы интересно описать химическую
реакцию андеграунда 80-х целиком. Знаю точно, что иногда стоит
вернуться в прошлое, чтоб разобраться с настоящим.
|