В пику выставке "New York Minute" (см. "Ъ" от 26 апреля)
центр современной культуры "Гараж" открыл экспозицию фотографий об
альтернативной моде советских 80-х. Кураторы Миша Бастер и Ирина
Меглинская выбрали несколько десятков снимков с моделями Петлюры,
Андрея Бартенева и других легенд модной самодеятельности. На выставке
побывал ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.
Сведения о моде в советское время отрывочны
и случайны. Наверное, самым ярким воплощением низких ожиданий публики в
этой области стал Андрей Миронов в роли модели по трудовой книжке и
мелкого мошенника по жизни в фильме "Бриллиантовая рука". "Легким
движением руки" он превращал штаны в "элегантные шорты", но победа была
пирровой: настоящие модники ориентировались на дефицит и тяжелый труд
по добыче импортных вещей. Фарцовка заграничными джинсами, свитерами и
прочей легкой промышленностью была хорошим бизнесом, которым не
гнушались и деятели культуры. Ну а поэт Эдуард Лимонов, ныне политик,
перебравшись из Харькова в Москву, зарабатывал в столице кройкой и
шитьем. Бывшие заказчики хвалят его продукцию. Интересно, сохранилось
ли что-нибудь в закромах тогдашней богемы?
Зато в перестройку искусство дизайна одежды
постиг ожидаемый расцвет. Источниками вдохновения для первых модельеров
стали так называемые неформалы, представители молодежных субкультур и
художники соц-арта. Представленные на выставке историка моды Миши
Бастера и владелицы фотогалереи своего имени Ирины Меглинской снимки
демонстрируют дичайшую смесь советской символики, эстетики панка и
заимствований из авангардной моды западного образца. Едва ли не
единственным примером благородной сдержанности здесь выглядит пляжная
мода от братьев Полушкиных — нечто бесполое, свободного покроя,
призванное напомнить о прозодежде Владимира Татлина и других
авангардных проектах создания одежды для всех — невзирая на социальный
статус. Другие выдумки модельеров существуют в качестве театральных
костюмов: их броскость обратно пропорциональна носкости. Шляпу из
остова велосипедного колеса, украшенную гроздьями пластмассового
винограда, легко представить себе в авангардной постановке какой-нибудь
пьесы времен нэпа. Люди-флаги Советского Союза от Андрея Бартенева —
первые кандидаты на то, чтобы возглавить первомайскую демонстрацию
левых.
Для Миши Бастера "Альтернативная мода"
служит продолжением его проекта "Хулиганы 80-х" — архивной выставки,
вызвавшей большой интерес публики на фестивале "Мода и стиль в
фотографии" 2009 года. К сожалению, в "Гараже" кураторы сделали
экспозицию в стиле "все люди — братья", повесив снимки одинакового
формата рядком и сопроводив все это списком фотографов и модельеров. У
моды в таком монотонном перечислении нет развития и драматургии,
соседство кадров почти случайно. Впрочем, у выставки удачное название.
Действительно, при свете глянца видно, что находки героев
альтернативной моды слишком индивидуальны. А задача моды не подчеркнуть
неповторимость личности, а разделить людей на стада, разные по уровню
дохода и влияния. У модных корпораций на Западе славная история
раскрутки талантов из подполья. Самые безумные идеи можно обуздать и
поставить если не на конвейер, то хотя бы на подиум. Модельерам из
России не повезло, и повезти не могло, ибо здесь на эксцентрику нет
спроса, а там количество рабочих мест ограниченно. Наиболее заметные
ныне авторы, Бартенев и Петлюра, сегодня больше, чем мода: они
свободные художники широкого профиля.
|