Выставка "Альтернативная
мода до прихода глянца" открылась в "Гараже". Ее название
говорит само за себя. Как в эти годы одевались творческие люди, опьяненные
идеей свободы, но при отсутствии модных магазинов и бутиков, которых тогда еще
попросту не было. На выставке демонстрируется сотня фотографий с
альтернативными модными образами, созданными художниками и дизайнерами, среди
которых и Александр Петлюра - "патриарх альтернативной моды". Он,
кстати, был одним из главных организаторов показов мод в сквотах, заменявших в
то время благоустроенные залы с подиумами. Известный
коллекционер, художник и модельер стал гостем радио "Вести ФМ".
Беседу вёл культурный обозреватель Григорий Заславский.
Заславский: В студии Григорий Заславский. Добрый день. Александр Петлюра, один из
культурных героев современности сегодня гость радио "Вести ФМ". Я вас
приветствую, здравствуйте.
Петлюра: Добрый день. Спасибо.
Заславский: Есть такой проект "Человек.док", который совместно придуман
театром "Практика", и проходит он отчасти в подвале театра "Практика", а отчасти в
клубе "Мастерская" в Театральном проезде. Среди известных людей,
причем людей разного возраста, может быть и драматург Александр Гельман,
производственные пьесы которого так популярны были в 70-80, и режиссер Ольга
Дарфи, и Олег Кулик (художник), и композитор Владимир Мартынов. Александр
Петлюра – один из этих героев. Вот об этом проекте хотелось бы поговорить.
Но
прежде мне хотелось бы, наверное, вас спросить про тот какой-то большой вал, можно сказать,
выставок, которые, в общем-то, невозможны были бы без вашего участия, без вашей
коллекции, без той моды 20-30-50-70 годов, которая собрана была вами. Это
соответственно и большая выставка в галерее на Солянке, это и та выставка,
которая на днях открылась в центре современной культуры "Гараж" - "Мода
до глянца". И, собственно говоря, отчасти таким дефиле становится и
недавняя премьера в подвале "Театра.док" – спектакль "Сквоты 89-93",
где тоже все актеры одеты, можно сказать, из ваших рук. Почему вдруг сейчас
подряд так много, как вы думаете?
Петлюра: Это очень интересный вопрос, для меня - отличный. Не только вы
спрашиваете, я сам себя спрашивал. Потому что мои проекты больше социальные и
имеют какое-то желание собрать людей, сделать хороший проект, но не получить с
этого резонанс денежный, потому что, в основном, здесь клубная история была, и
здесь меня как бы и не было, я все время был в европейских проектах.
Я все
время говорю: скоро мои друзья будут в Госдуме сидеть на главных местах, тогда
и начнется мое время. Но как-то быстрее получилось, что мои какие-то юные
друзья, кому было 15 лет, когда ко мне приходили, стали уже директорами
галерей, это Нефедов Павел Андреевич, еще кто-то, какой-то интерес проявился.
Видно, настоялось как бы вино 90-х, 80-х, и почему-то потянуло всех на подполье,
на андеграунд, захотелось фотографии "Хулиганы 80-х", потом уличные
одежды, моды акций 90-х.
И все
туда заглядывают и говорят: слушай, мол, как круто же у вас было вообще на
самом деле, мы думали, что вы такие там несчастные были. Все говорят: да нет,
на самом деле интересно все. И, в общем-то, пришло время, когда пришло время
вещи из сундука (все время мама в ней ходила, потом она лежала где-то и все
время перед тобой маячила, одевать ее тошнило). Пришло, видимо, время, когда
уже стал интересен этот период 80-90-х, время разобраться был ли там
андеграунд, либо всё это симуляция. И все пытаются разобраться.
Заславский: Интересно, как вы говорите. Казалось бы, люди совершенно разных
поколений. И, может быть, вам Окуджава вообще и не нравится, и не должен, может
быть, даже нравится.
Петлюра: Я люблю стихи, но нытье не люблю, да.
Заславский: А фактически вы цитируете одну из его песен, когда там, помните,
Бэлла, я приду к Бэлле, я приду к Фазилю, то есть когда мои друзья получат
кабинеты, и тогда жизнь станет прекрасной.
Петлюра: Да, практически да, я шутил все время. Но вот приходит, наверное,
время, и все увидели, что вроде бы я… Есть, кто говорит: "А разве Петлюра
типа не умер?" Я спрашиваю: "Ты типа не того?" Потому что, в
основном, я все время, четыре-пять раз в год, - в очень крупных европейских
проектах.
Интервью
с Александром Петлюрой слушайте в аудиофайлах
|