Хотя к фестивалю «Мода и стиль в фотографии» фэшн-альтернативщики немного
опоздали, им удалось более или менее удачно припарковаться в «Гараже», где
сейчас проходит выставка модных американских стрит-артистов и ньювейверов
«Нью-Йорк. Минутка». Рассчитывали ли на подобный эффект кураторы, галеристка
Ирина Меглинская и дизайнер Михаил Бастер, кстати, курировавшие тех самых
«Хулиганов 80-х», сказать трудно. В любом случае соседство пришлось по душе
постаревшим неформалам, которые смогли прийти на вернисаж. Возможно, им даже
взгрустнулось: в Нью-Йорке один молодежный драйв сменятся другим, у нас же,
один раз вздохнул и сдулся. Вот и выставка альтернативщиков имеет подзаголовок
«До прихода глянца».
Без бедности альтернативная мода была бы невозможна. Конечно, без
либерализации тоже. Впрочем, они и ходили тогда рука об руку -- свобода и
нищета. С середины 1980-х стало возможным выставляться хоть в Доме моделей на
Кузнецком мосту, хоть в Доме художника, что напротив (там, кстати, и состоялась
знаменательная XVII Молодежная выставка, открывшая дорогу неофициальным
художникам). Можно было занимать расселенные пред сносом дома. Так и возник
сквот на Петровском бульваре, где обосновались со своими гардеробами курьезов
Александр Петлюра, Катя Рыжикова из группы «Север», многие другие беспризорные
художники и их неприкаянные друзья. Там же прижился странноватый молодой
француз Пьер, ставший потом пресс-секретарем знаменитого дизайнера Филиппа
Старка. Там, наконец, благодаря нагрянувшему молодняку, новой экстравагантной
жизнью зажила старушка «пани Броня», будущая «Мисс Альтернатива-98».
А до этого была еще одна «воронья слободка» в Старосадском переулке – сквот
художников «Детский сад», где то ли по супрематистским, то ли по соц-артистским
лекалам кроил и шил Гоша Острецов. У обнищавших к тому времени сограждан на
«Тишинке» или на Рижском кооперативном рынке по мизерным ценам можно было
приобрести все, что угодно: от боа и пелеринок прабабушек до комбинезонов ВВС,
от антикварных фламандских кружев -- до кителей и портупей прапорщиков ВВ. Все
это переносилось в вольные мастерские, перекраивалось, сшивалось, увешивалось
кокардами и дешевой бижутерией. И, что удивительно, даже порой носилось в
повседневной жизни, а не только по случаю фотосессий, которые затем
публиковались не только в западных глянцевых журналах, но и в таком специальном
издании, как «Les Cahiers du Centre Georges Pompidou», выпустившим в 1988 году
спецномер «L`Art au Pays des Soviets».
Как известно, всякой «вороньей слободке» приходит конец. Да и у
альтернативной моды была лишь одна альтернатива – уйти в глянец и окунуться
гламур. Кто-то этим воспользовался, кто-то пропал. От всего того гардероба
карнавальной повседневности, скорее всего, мало что сохранилось (возможно,
единственным держателем и пользователем этой костюмерной остался лишь
неугомонный
Александр Петлюра). Поэтому и судить по поводу альтернативной моды можно
лишь по тем давнишним фотографиям ее носителей. Теперь их всех одели в одну
обложку каталога, впрочем, больше похожего на книгу воспоминаний.
|