МЕТАЛЛИСТЫ
Хэдбенгеры обретают вторую жизнь, став поклонниками «тяжелого» (хотя все еще
применимо «настоящего») рока, который развивают AC/DC, Rose Tattoo и обретший
новый саунд Motor head. В начале 80-х формируется эстрада «хеви-металла», также
впитавшая в себя множество элементов от предыдущих субкультур. Оснащенная
качественной видеопродукцией, освещающей быт невменяемых и непокорных
подростков, претендующая на подлинность, но не на промывание мозгов. Внедрявшая
через свою эстетику спортивную обувь и небольшое количество модных брендов. Это
эстрадное явление закономерно собрало немалое количество почитателей во всех
странах мира и уверенно продержалось до начала 90-х. Со второй половины 80-х
стилистика дробится на множество составляющих, сделавших упор на различные
музыкальные техники. Эта «долбежка» дополняется сценическими образами из сплава
карикатурного сатанизма и средневековой романтики, до фрикового стеба над
извращенцами, под которыми, естественно, подразумевались субкультурные стили
предыдущих поколений. Шоу, международные фестивали «Монстры рока» проводятся с
не меньшим размахом, чем фестивали 60-х. Собственная стилистика мерчандайзинга, от
ретейла культовых кожаных вещей до культа виниловых пластинок, нашивок и
видеоклипов, проявляет признаки жизни и по сей день. Естественно, переживая все
метаморфозы, связанные с метаниями молодежных талантов и металлистов от эстрады
к чему-то более подлинному и жесткому. Ревайвел британских рокеров, принявших
самоназвание стритфайтеров, и американского байк-движения, поддерживающего
направление «тяжелого рок-н-ролла», стал одной из таких составляющих стиля
именно в 80-е. Который к началу 90-х слился с хардкор-движением и принял
достаточно брутальные формы, разлившись на очередную серию музыкальных
подстилей.
Внешний вид отечественных и зарубежных металлистов в этот период становится идентичным. Более того, еще
немногочисленные советские металлорокеры ,
пересевшие в 84 году на мотоциклы, сформировали оригинальное движение,
смешавшее в себе чаяния британских ковбоев кофе-баров, постаревших байкеров
70-х и рокабилли-ревайвелистов. Иностранные корреспонденты ,
ожидавшие увидеть в эпоху «перестройки» ходящих по улицам медведей,
были ошарашены четко выдержанной стилистикой рокеров и металлистов,
которые в на рубеже 90-х сформировали свой стиль, близкий
с британским гриззерс и американским байк клубов 70-х.
ПАНК ХАРДКОР
К началу 80-х уже в Америке Венди О. Вилльямс, используя в имидже
садомазохические аксессуары и непристойнейшее поведение, провозглашает «ирокез»
символом, обозначающим «новых угнетенных» на манер американских индейцев,
перемещенных в резервации. И «панковский гребень» при поддержке драйвовых The
Exploited и G.B.H. становится символом для большинства панкующей молодежи этого
периода. Другая часть панк-рокеров попросту побрила головы налысо и пополнила
ряды стиля «ой!», представителей которого зачем-то постоянно уличают в расизме
и нетерпимости наравне с бонхедами. Эта ситуация приводит к публичному
озвучиванию лозунга, подкрепленного жестом, «Nazi punks – fuck off» еще одним
столпом «панк»-революции Джелло Биафра, основателем «Alternative Tentacles» и
группы «Dead Kennedy's». Термин «наци-панк» смешным образом, спустя
десятилетие, находит своего тупоголового потребителя. Ирония состоит в том, что
ни термин «панк», ни тем более «наци-панк» никогда не были самоназванием и
самоопределением тех, кто участвовал в этих волнениях. Очередной ревайвел
«панк»-рока, случившийся в начале 80-х, охватывает все страны Восточной Европы
и СССР. И, как показывает реальность, бунты, связанные с «панк»-стилистикой,
продолжаются и по сей день, не ослабляя своей творческой агрессии, оказывающей
влияние на практически все модные современные проявления. Стилистические
изменения в силу этих причин не обошли стороной и это явление. Во второй половине 80-х попав под влияние ньювейва и инди музыки
понятие «панк- рока» становится еще более мутным , более электронным и
мелодичным, что приводит к формированию еще одного околомузыкального
направление андеграунда в виде сайбор-панка,
немногочисленные проявления которого происходят без привязок к уличной
культуре
и стилистическим рамкам. Волна нойза, треш-панка и красса, формирующего «ой» направление, становится ответной реакцией на мелодизацию и
интелектуализацию субкультурной музыки.И если в 80-е был
популярен «панк-хардкор», то, в пику саморазрушающимся подросткам 70-х и 80-х, в 90-е годы
панк-рокеры пополнили движение «Стрейтэйдж» (культивирующее веганство и
здоровье) и сформировали свое DIY( сделай сам)-направление.
В молодежной среде Советского Союза о «панк революции»
знали еще в конце 70-х, но конкретных внешние проявления местных поклонников
стиля начали оформляться к 1983 году, внешне напоминая ньювейверские изыски
пополам с со стилем бомжующего романтика. Но, в фестивальный период, единовременно в разных точках страны, стартанул стиль панкхардкора , и
старт этот был достаточно быстрым, а восприятие «панка» всеобъемлющем со всеми его мутационными проявлениями. В Москве в кратчайшие сроки стиль развился до
«аристократического панка» с несколькими наборами внешних проявлений под
конкретные задачи. Уникальность явления носила характер зарождающегося на
западе DIY- и сайбор-панк-движения, дополненного уникальными винтажными
стилями, иронизирующими над обликом советских рабочих и советской
партноменклатуры. К началу 90-х внешняя стилистика оставила два
направления. «Аристократическое» , близкое к модовскому, и хард-модовское( на самом деле более плизкое к ой!).
Движение развивалось интуитивно и поэтому пользовалось заслуженным вниманием западной прессы и авангардствующих
модельеров, тяготеющих к ретро эстетике, ньювейву и фриковству.
САЙКОБИЛЛИ
Немалое влияние на ситуацию с молодежными движениями оказывает напряженная
ситуация в странах Восточной Европы, где молодежь добирает «не добранное»,
провоцируя ревайвелы. Переживает возрождение рокабилли-стиль уже в британском
виде «рокабилли кэтс», смеси рокерской и изначальной стилистики. Фестивали
подобной музыки проводятся в Восточной Европе и Японии, собирая немалое
количество поклонников данной эстетики. К середине 80-х на волне этого ревайвела
формируется «сайкобилли»- смешанной эстетики уже «рокабилли
кэтс» и гаражного панка, обозначающих себя как рокабилли-мутанты. Так, в составе The
Meteors единовременно присутствовал «рокабилли кэт», панк-рокер и адепт культа
индустриального нойза. Изобретателями же нового культа считаются американцы из театральной группы Cramps сложившейся в Огайо в 1976 году и переехавшая в Нью Йорк поближе к радикальной сцене. Но этот тезис всегда оспаривался ревнивыми англичанами.
Будучи ориентированным, как и «коты», на представителей среднего класса, это
музыкальное явление достаточно быстро набирает обороты. И уже к середине 80-х,
благодаря таким группам как «Stray cats», «Mad Sin»,который чаще относят к хоррор панку, «Necromantics», пользуется
популярностью не только в Британии, но и в Германии, странах Восточной Европы,
СССР и Японии. Во второй половине 80-х проводятся общеевропейские рамблы
(фестивали, где выступают с одной или двумя песнями максимальное количество
участников) и записывается большой альбом «Психатака на Европу», ставший
отображением многообразия примитивистского подхода в рамках этого направления.
«Психобилли»(на сленге сайко)-группы, так же как и панк-рокеры, культивируют
полное пренебрежение к коммерции. Тексты песен, представляющие из себя
отдельные истории из жизни города, переполненные черным юмором и аморальщиной,
отличаются полным презрением к коммерческому успеху, и группы выступают только
в своих клубах перед своей публикой. Стиль, образовавшийся в процессе мутации,
атрибутируется по вычурным, иногда разноцветным кокам с выбритыми висками,
кожаным курткам Перфекто, джинсам на подтяжках, ретейлом тедди-бойз-костюмов,
остроносой и вычурной обуви. В 90-е годы вместе с популяризацией стиля ряды
сайко пополняет часть скинхедов, тяготеющих к ретро-стилистике и «ой!»-стилям.
Во второй половине 80-х к рокабилльной теме обращается советская молодежь,
раздраженная неправильной официальной ретро-эстрадой. И, если в Москве
винтажная стиляжья
стилистика, опирающаяяся на богатство Тишинского рынка и
коммиссионных магазинов доминирует вплоть до середины 90-х, то в тогдашнем
Ленинграде уже в 85 году на смену «тедди-бойз» стилистик приходит рокабилли
стиль. Популярностью и массовостью этого явления можно объяснить
традицию развития сайко в северной столице, где уже на рубеже 90-х
имелись свои достаточно известные коллективы. Со второй половины 80-х с «рокабилли-мутантам»
присоединяется и Украина.
|